Служба сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи

Комплекс мер Забайкальского края по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи

В рамках Комплекса мер на базе ГУСО МСРЦ «Гармония» внедрены 2 технологии:

1.Технология домашнее визитирование  семей с детьми.

2. Технология профилактики социального сиротства: создан пункт проката первой необходимости для детей первых трех лет жизни, проживающих в семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

Состав службы социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи ГУСО МСРЦ «Гармония» Забайкальского края

 

Дмитриенко Наталья Николаевна

Заведующая  стационарным   отделением ГУСО МСРЦ  «Гармония»  Забайкальского края, руководитель службы социального сопровождения, контактный номер телефона: 89144610408.

Умрихина Ирина Алексеевна

Социальный педагог ГУСО МСРЦ  «Гармония» Забайкальского края, куратор службы социального  сопровождения семей.

Нехорошкова Любовь Викторовна

Педагог-психолог ГУСО МСРЦ «Гармония»  Забайкальского края.

 

Служба социального сопровождения семей с детьми на базе ГУСО МСРЦ «Гармония» Забайкальского края начала свою работу с 01.09.2016 года. С 2016 по 2021 год на сопровождение поставлено 57 семей в них 109 несовершеннолетних.

Специалисты службы социального сопровождения основными результатами своей деятельности по работе с семьей и детьми,  считают:
— повышение спроса среди родителей и детей на помощь специалистов в решении конфликтных ситуаций;
— уменьшение числа  неблагополучных семей;
— снижение количества несовершеннолетних, совершивших противоправные действия;
— совершенствование межведомственного взаимодействия с социальными институтами, заинтересованными в решении проблемы социального сиротства;
— укрепление системы по раннему выявлению семейного неблагополучия.
Результатом практической работы с семьей,  является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.

           При сопровождении данных семей используются следующие виды  помощи:

  • Социально – правовая помощь – содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния, помощи в создании в доме, квартире, дворе доступного для жизнедеятельности семьи реабилитационного пространства; оказывается помощь в восстановлении или оформлении документов; помощь в трудоустройстве;
  • Социально-психологическая помощь – осуществление психологической диагностики, направленной на выявление социально-психологических характеристик ребенка и членов его семьи, консультирование семьи по вопросам психологического здоровья и улучшения отношений семьи с окружающим ее миром, обсуждение проблемы и рекомендации о путях ее преодоления, обучение семьи преодолевать трудности и выходить из конфликтов между членами семьи, осуществляется психологическая коррекция и реабилитации семьи и ребенка;
  • Социально-педагогическая помощь – осуществление действий, направленных на решение проблем семьи, составляющих содержание трудной жизненной ситуации. К ним относятся выявление и содействие развитию различных интересов членов семьи, проведение просветительской работы для всестороннего развития ребенка, изучение особенностей семейных отношений, обучение родителей эффективным методам воспитания, мобилизация ресурсов семьи на решение существующих проблем, в устройстве ребенка в детское дошкольное, образовательное или профессиональное учебное заведение;
  • Социально-медицинская помощь – содействие в консультировании семьи медицинскими специалистами; консультации по вопросам сохранения и укрепления здоровья, формирование представлений семьи о здоровом образе жизни и путях преодоления вредных привычек, формирование сексуальной культуры и навыков защиты сексуальных отношений, профилактики туберкулеза, венерических заболеваний, содействие в поддержке и охране здоровья и т.д.

Формы работы с семьей:

1. Индивидуальные.

Психолого-педагогические консультации на темы: «Ответственность семьи за воспитание детей», «Как стать хорошими родителями», «Стили семейного воспитания», «Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей», «Влияние алкоголизма родителей на формирование личности ребенка», «Детско-родительские конфликты и их разрешение», «Родители меня не понимают или как услышать подростка», «Искусство понимать друг друга», «Мамины руки самые добрые», «Подростки XXI века», «Великие педагоги мира», «Азбука воспитания детей в семье» и т.д.

2. Педагогические поручения.

Родителям и детям даются домашние задания на темы: организация домашнего учебного труда, режим дня ребенка в семье, организация труда в семье, семейные праздники, профилактика заболеваний у детей, знакомство с друзьями ребёнка и семьи и т.д.

3. Групповые занятия, тренинги, деловые игры, диспуты  с родителями и детьми на темы: «Какой у вас ребенок», «Какой вы родитель», «Творческая мастерская семьи», «Отцы и дети», «Проблема отцов и детей в современном обществе», «Конфликт с подростками и способ его преодоления», «Подросток и конфликты» — занятие с элементами тренинга и т.д.

 

Контроль качества выполнения мероприятий в процессе социального сопровождения семьи включает

– оценку эффективности проведенных мероприятий в рамках индивидуальной программы, в которой учтены потребности семьи;

– проведение первичного, промежуточного  и итогового контроля результативности реализации индивидуальной программы;

– внесение изменений и дополнений в индивидуальную программу с учетом мнения семьи.

Результаты контроля реализации индивидуальной программы и положения семьи рассматриваются коллегиально на заседаниях ПМПК рабочей группы.

Таким образом, данная категория семей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социальной медико-психолого-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем их семьи.